M*A*S*H в энциклопедии телевидения

Сериал "МЭШ", основанный на одноимённом фильме (режиссёр Роберт Альтман, 1970), шёл на CBS в 1972 - 1983 гг. и стал одним из самых популярных сериалов в истории жанра. Тем не менее, в течение первого сезона "МЭШ" находился под угрозой снятия с эфира из-за низкого рейтинга. Сериал попал в десятку лучших программ на следующий год и в дальнейшем никогда не покидал двадцатки лучших. Последний специальный эпизод "МЭШ" продолжительностью в 2 с половиной часа собрал самую большую аудиторию, когда-либо смотревшую одну телепрограмму.

Во многом сериал установил некий стандарт качества для появившихся позднее проектов. Сериал состоял из большого количества историй в получасовых сериях, обычно как минимум с одной комической и одной драматической линией. Некоторые последующие произведения этой формы например, "Хуперман" (ABC 1987-1989) и "Дни и Ночи Молли Додд" (NBC 1987-1989), были известны как dramady, получасовые серии, включающие как элементы комедии, так и драматические. Другие комедии следовали более серьезным аспектам "M*A*S*H", фокусируя внимание на характерах и мотивах. И некоторое драматические сериалы, как например, "Святой Гденибудь" и "Лунный Свет", должны были создавать комплекс элементов, чтобы отличаться от более стандартного телевидения.

"M*A*S*H" располагался в Южной Корее, около Сеула, в течение Корейской войны. Фильм повествует о команде врачей и медсестёр, чья работа заключается в лечении раненых, прибывающих в этот "мобильный армейский хирургический госпиталь" вертолетом, на машине скорой помощи или в автобусе. Штат госпиталя изолирован от остального мира. Одна дорога проходит через лагерь; с одной стороны они отгорожены горами, с другой - минным полем. Здесь раненые лечились и возвращались домой или на передовую.

Исходный кастинг перенял роли, созданные в фильме Альтмана. Главными персонажами были доктор Бенджамин Франклин "Ястребиный Глаз" Пирс (Алан Алда) и доктор "Ловец" Джон Макинтайр (Уэйн Роджерс). Пирс и Макинтайр были отличными хирургами, которые предпочитали увиваться за медсёстрами, пить самогон, оперировать и меньше всего стремились соблюдать воинскую дисциплину и делать карьеру. В результате они часто вступали в противоречие с двумя другими врачами, ярыми поборниками армейского устава, доктором Фрэнком Бёрнсом (Ларри Линвилл) и старшей сестрой, лейтенантом Маргарет "Горячие Губки" Халиган (Лоретта Свит). Командир лагеря, поковник Генри Блейк (Маклин Стивенсон), был добрый ворчун, который часто вступался за Пирса и Макинтайра, защищая их от попыток Бёрнса и Хулиган напустить на них трибунал. Лагерем в дествительности управлял капрал Уолтер "Радар"" O'Рейли (Гари Бергоф), клерк, который мог озвучить невысказанные приказания Блейка и услышать подлетающие вертолеты прежде, чем это доступно человеческому уху. Другими постоянными персонажами были капрал Макс Клингер (Джейми Фарр), в ранних сезонах обычно одевавшийся женщиной в попытке симулировать психическую неполноценность, и отец Фрэнсис Мукахи (Уильям Кристофер), добрый священник лагеря, который устроил приют для сирот.

В течение одиннадцати лет сериал претерпел много изменений в составе персонажей. Макинтайр покинул сериал после сезона 1974-75 из-за контрактного конфликта между производителями и У.Роджерсом. Его заменил доктор Би Джей Ханникат (Майк Фарелл), благонравный семейный человек, полная противоположность ловеласу Пирсу. Фрэнк Бёрнс заработал психическое расстройство в начале сезона 1977-78 и был заменён доктором Чарльзом-Эмерсоном Винчестером (Дэвид Огден-Стиерс), бостонским аристократом, который пренебрегал правилами лагеря и палатки Пирса и Ханниката. Уход O'Рейли в начале сезона 1979-80 объяснялось смертью его фиктивного дяди, и Клингер занял место клерка.

Возможно, наиболее значимое изменение для группы произошло с уходом Генри Блейка. Он покинул сериал трагически. Когда полковник летел домой, самолёт был сбит на Японским морем, и герой погиб. Несмотря на "реализм" этой истории, общественное мнение по отношению к событию было так негативно, что производители пообещали больше никогда не устранять персонажей таким способом. Полковник Шерман Поттер (Гарри Морган), доктор, всю жизнь служивший в кавалерии, заменил Блейка как командир лагеря и стал более органичным, более крупным и более связанным с другими персонажем, чем Генри Блейк.

Хотя действие сериала происходит в Корее, "M*A*S*H", как кино так и сериал, первоначально были разработаны как критика войны во Вьетнаме. По мере того, как война подходила к концу, сериал больше фокусировался на характерах, чем на ситуациях - существенное развитие комедии положений. Героям была дана возможность понять свои ошибки, привыкнуть и измениться. Халиган стала менее жесткой начальницей и более дружелюбной как к подчиненным, так и к врачам. Пирс перестал гоняться за юбками и выпивкой и стал более чутким мужчиной, который заботится о женщинах и их проблемах, таким, как сам Алан Алда. O'Рейли вырос из своей юношеской наивности, и Клингер отказался от юбок и свадебных платьев, получив больше обязанностей. Особое внимание к характерам, отсутствие застывших типов отличает "M*A*S*H" от других комедий того времени, сериал отличается и другими отклонениями от стиля во многих деталях - как в особеностях стиля, так и в способе создания.

Тогда как большинство современных сериалу комедий снималось в студии и записывалось на видеокассеты, "M*A*S*H" был полностью снят на натуре, в Южной Калифорнии. Съёмка в реальном времени создавала проблемы. Например, во время съёмок последнего эпизода лесные пожары уничтожили декорации, что послужило причиной задержки в фильме. Ещё одной новинкой сериала стало использование записи смеха. В ранних сезонах запись смеха применялась на протяжении целого эпизода. Когда начинался монтаж, запись смеха удалялась с кадров, которые показывали операционную. В нескольких эпизодах запись смеха была удалена полностью, что также не характерно для комедии положений.

Наиболее поразительный технический аспект сериала выражен энергичным визуальным стилем съёмки. Вместо коротких эпизодов используются длительные съёмки операторами и аппаратурой, перемещающимися между героями и камерой. Направление съёмки перемещалось за действием и изменялось, когда действие переходило от одной группы героев к другой. Эти и другие перемещения камеры содединялись в комплекс, оттачивающий технику, позволяющую изучать психологию героев в значительных событиях, и утверждать превосходство коллектива над любой отдельной личностью. Таким образом "M*A*S*H" показывал на примере войны, что индивидуальное существование одного человека связано с другими жизнями, и необходима борьба за сохранение гуманности и сострадания. Этот взгляд был заложен в стиле фильма Aльтмана и дал возможность "M*A*S*H" манипулировать многочисленными линиями повествования, а смесь комедии и драмы технически выразила нелепую абсурдность самой войны.

"M*A*S*H" был одной из наиболее прогрессивных ситуативных комедий 1970-х и 1980-х. Стилистические особенности и комбинированное повествование создали специфический имидж, в то время как демонстрация на ТВ помогала сохранить высокую популярность проекта. Сериал также превратил в звезд исполнителей, в особенности - Алана, который сделал успешную карьеру в фильме. Популярность "M*A*S*H" была очевидной в 1978-79 сезоне. CBS крутило новые эпизоды в прайм-тайм по понедельникам, повторяло серии днем и ночью в четверг, давая сериалу семь успешных показов в эфире 5 дней в неделю. Сериал имел лишь один неудачный показ - в 1983-84. Истиная популярность "M*A*S*H" до сих пор очевидна, это фильм, наиболее широко известный в мире. Несмотря на историческую канву, характеры и проблемы в этом фильме остаются актуальными, смешными, остаются такими, каким должно быть отличное телевидение, задают стандарт качества для последующих телепроектов.

Jeff Shires
(статья из энциклопедии телевидения)
© перевод В.Л.Масленниковой, 2003


ЛИТЕРАТУРА
(на английском языке)
  1. Алан Алда, Арлен Алда. Последние дни "МЭШ". Verona, New Jersey: Unicorn, 1983.
  2. Майк Бад, Клей Стейнман. Мистика "МЭШ": капитализация, дематериализация, идеализация. Cultural Critique (New York), Fall 1988
  3. Джед Клаусс. "МЭШ". Первые пять лет. 1972-1977: монтаж эпизода за эпизодом. Mattituck, New York: Aeonian, 1977.
  4. Линда Деннисон. "В начале... (интервью Ларри Гелберта)". Writer's Digest (Indianapolis, Indiana), April 1995.
  5. Карл Фридман. "История, фантастика, фильм, телевидение, миф: идеология "МЭШ" The Southern Review (Baton Rouge, Louisiana), Winter 1990.
  6. А.Херд. Эра "МЭШ". The New Republic (Washington, D.C.), 4 April 1983.
  7. Сюзи Калтер. Полная книга о "МЭШ". Вступление Л.Гелберта. New York: Abrams, 1984.
  8. Дэвид Марк. Мир Алда и "Ястребиного Глаза". Television Quarterly (New York), Fall 1988.
  9. Дэвид С.Рейсс. "МЭШ". Эксклюзив: изнанка истории самого популярного телесериала. Предисловие Алана Алда. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1983.
  10. Коринн Холт Сойер. "Если бы я мог пойти той дорогой, мне бы не понадобился тальк": всемирно доступный юмор "МЭШ". Journal of Popular Film and Television (Bowling Green, Ohio), Spring 1983.
  11. "Килрой был здесь, но он вышел на минутку!". Отсутствующие образы в популярной беллетристике (с особым вниманием к "МЭШ". Journal of Popular Culture (Bowling Green, Ohio), Fall 1984.
  12. Марджори Винтер. "M*A*S*H", Игра и смысл: общая и частная культура в In Country." Lit: Literature Interpretation Theory (New York), 1993.


Hosted by uCoz